Деструктивное поведение – это поведение, которое часто не одобряется окружающими, нарушает нормы общества, а иногда и закона.
Если ребенок дома ведет себя неподобающе, или в отдельных ситуациях «как с цепи срывается», необходимо выявить его мотивы.
К примеру, принято считать, что многое из того, что можно назвать негативным поведением ребенка, спровоцировано желанием привлечь внимание важного взрослого.
Чтобы понять, так ли это, спросите себя: «Что я чувствую, когда мой ребенок ведет себя плохо?» Если вы понимаете, что испытываете раздражение — это индикатор того, что цель ребенка — привлечь к себе внимание.
Чтобы вашему ребенку всегда хватало внимания, приучите себя давать сильную эмоциональную реакцию только на позитивное поведение, поступки и слова ребенка, а негативное внимание не проявлять вообще.
Также распространенным мотивом может быть стремление забрать у вас власть. Что же это значит?
Проанализируйте: выполняет ли ребенок ваши требования, протестует ли против них? Тут снова поможет вопрос себе «Что я чувствую, когда ребенок ведет себя плохо?» Если вы злитесь, то это явный индикатор борьбы за власть. Чтобы изменить поведение ребенка, никогда не вступайте в эту борьбу в момент негативного поведения.
Лучше обсудить и напоминать ребенку о правилах, принятых в семье, начиная со слов «У нас принято…».При этом взрослые обязаны сами следовать заявленным правилам. Если вы что-то запрещаете, выполняйте это сами.
Если ребенок отказывается выполнять правила, дайте ребенку выбор и сообщите о логических последствиях, если ребенок выполнит правило и если - нет. Так ребенок будет учиться нести ответственность за свои поступки, а не бояться вас.Помните - последствие должно быть логически связано с поступком. Не может двойка в школе быть логически связана с запретом гулять.
Если же ваша с ребенком борьба за власть затянулась, появляется новый мотив деструктивного поведения – месть родителю. А это уже верный знак отсутствия доверия в ваших отношениях.
Если ребенок: обзывается, портит имущество, обманывает, ворует, старается сделать больно взрослому на словах и на деле. Не обязательно в отношении родителя и только. Ребенок научился делать больно другим, следуя вашему примеру.Если вы чувствуете обиду, когда ребенок совершает все вышеперечисленное или просто по-вашему ведет себя плохо, то, скорее всего, в основе отношений между ребенком и взрослым лежат мстительные отношения.
Чтобы встать на путь исправления, попросите прощения у ребенка «Прости, мне неприятно, что я тебя обидел», не добавляя, например, «но ты сам в этом виноват».Затем совсем по-честному обсудите вместе, какие взаимные действия вызывают обиду, выясните ожидания друг от друга.
Последний в списке мотивов негативного поведения ребенка – неуверенность в своих силах.
Если ребенок: прогуливает, врет, отказывается от выполнения домашних заданий, не выходит к доске, прячется за спины окружающих, не дописывает задания, всем видом демонстрирует: «Я хуже других, я ничего не умею», то он точно когда-то потерял веру в себя.Если и вы чувствуете, что у вас опускаются руки, вы в отчаянии, то скорее всего, ребенок демонстрирует несостоятельность.
Скорее всего, существуют серьезные причины демонстрации несостоятельности: постоянная критика в адрес ребенка; авторитарность семьи; частые сравнения с лучшим; пренебрежение со стороны окружающих; психологическая травма, физическая или сексуальная.
Чтобы справиться с подобной проблемой, необходимо обратиться к психологу. Он даст важные и нужные рекомендации по коррекции такого поведения для родителей и поможет вернуть ребенку веру в свои силы.
Педагоги-психологи ГАУ «ЦСПСиД г. Богдановича» ведут прием по адресу: ул. Новая, 16а ежедневно с 8.00 до 19.30.
текст: Терентьев С.В., педагог-психолог