Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми – физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие (развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его не насильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Последствия насилия или пренебрежения основными нуждами детей можно рассматривать как результат их травматизации. В понятие психологической травмы включаются нарушения психологического, эмоционального, когнитивного и социального функционирования ребенка, вызванные действиями (или бездействием) родителей или других взрослых.
Развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда ребенок плохо питается и одевается, не имеет жилья и находится без внимания и присмотра, но и когда не удовлетворяется его естественная потребность быть любимым, желанным, когда он испытывает дефицит эмпатии со стороны родителей и других значимых взрослых.
Для детей, которых родители часто ругают, грубо обзывают, характерен высокий уровень агрессии, наличие межличностных проблем и отклонений в поведении. Такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых.
Постоянная критика и оскорбления приводят к тому, что ребёнок начинает считать, что он хуже всех, что он не заслуживает хорошего отношения родителей или других взрослых, не достоин их любви. Уровень его самоуважения значительно снижен, формируется низкая самооценка — так называемый «комплекс неполноценности». Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения — от склонности к уединению, чрезвычайной зависимости и подчиняемости другим, до агрессии и антисоциального поведения.
Угрозы и запугивание, унижения со стороны родителей вызывают беспокойство и страх, подавляют самостоятельность ребёнка, в большинстве случаев у детей развиваются психосоматические болезни.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокое обращение.
В возрастеот 1,5 – 3 лет может наблюдаться у ребенка боязнь взрослых,плаксивость,реакция испуга на плач других детей,крайность в поведении,от чрезмерной агрессивности до безучастности;
В возрасте от 3 лет – 6 лет может наблюдаться беспокойство, нарушение сна, болезненное отношение к замечаниям, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых), воровство,жестокость по отношению к животным;
В младшем школьном возрасте может наблюдаться стремление скрыть причину травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы, утомленный вид, отставание в физическом развитии
В подростковом возрастепобеги из дома,суицидальные попытки,употребление алкоголя, наркотиков, разговоры о желании бросить школу, частая вялотекущая заболеваемость.
Как предотвратить жестокое обращение с ребенком?
Внимательно его слушайте, дайте понять, что с вами можно обсуждать любые проблемы, и познакомьтесь с друзьями ребенка и их семьями, проверяйте всех взрослых, окружающих ребенка, объясните ребенку разницу между допустимыми и недопустимыми видами прикосновений.
Итак, если вы обнаружили, что ребенок подвергся насилию.
- Позвоните по телефону доверия 8-800-2000-122 или 8(34376)5-11-19 — вам подскажут, куда вы сможете обратиться в этой ситуации.
- Обратитесь за помощью к специалисту-психологу
ГАУ «ЦСПСиД г. Богдановича», г. Богданович, ул. Новая, д.16а