25 декабря 2023 в 16:36

Справка о ходе и итогах проведенного обсуждения проблемы развития детского городского пространства ГО Богданович

1. Сбор, выявление и учет мнения подростковой аудитории

Сбор мнений подростков относительно потребностей в развитии комфортного, понятного и дружелюбного для них городского пространства проходил в самых разных форматах:

  •  интервью на городских улицах – 31 чел.;
  •  онлайн опрос подростков в соцсетях- 362 чел;
  • проблемное обсуждение в «фокус-группах подростков (в соответствие с диагностическими методами Уолта Диснея, «6 шляп»,  техникой вымышленных персонажей «Фила»)- 66 чел.;
  •  рисуночные тесты методом картографии – 45 чел.;
  • групповая дискуссия в фокус-группах родителей дошкольников на тему: «Ваше отношение к преобразованиям городского пространства Богдановича»- 251чел.;
  • обсуждение проблемы на совместном заседании председателей школьных парламентов ГО Богданович – 32че.;
  • обсуждение вопросов внесения изменений в городское детское уличное пространство на  стратегической сессии -47чел..

Кроме подростков в обсуждении проблемы участвовали представители городской власти: глава администрации ГО Богданович О.П.Нейфельд, руководители дошкольных образовательных учреждений и школ, родители дошкольников¸ младшие школьники.

 

1.1. Интервьюирование подростков на городских улицах

Летом 2023года было проведено интервьюрирование подростков на улицах города. Подросткам задавалось несколько вопросов:

-  что нравится в городе Богдановиче?

-  что в городе самое красивое?

-  что в городе самое странное?

-  что в городе  самое страшное?

-  что бы вы хотели делать в городе, но не получается?

Подростки считают Богданович городом, удобным для жизни, особенно много изменений в благоустройстве города произошло в последний годы. Употребляют для характеристики города следующие определения: «красивый», «ухоженный», «тихий», «спокойный», «зеленый». В последнее время «стал чище», «больше порядка», «улучшились дороги», «ведутся ремонты». Особенно много положительных упоминаний о преобразованном новом парке, детских площадках.

Подростки в ходе опроса называют следующие проблемы, имеющиеся в городе: неухоженные парки и скверы, полуразрушенный мост к бывшему фарфоровому заводу, недостаточно детских площадок в отдельных районах города и т.д.

1.2. Проблемное обсуждение с подростками

Обсуждение проводилось на базе летнего спортивного лагеря «Березка». Присутствовало 15 чел. подростков (13-17 лет)

Темы для обсуждения:

  1. Достаточно ли объектов городской среды для всех возрастных категорий детей?
  1. Устраивает ли качество таких объектов?
  2. Какие  занятия в настоящее время  Вы можете организовать на городских детских площадках?
  3. Хотели ли поучаствовать в проектировании объектов городской среды для детей?

С помощью метода Уолта Диснея разбирали проблему: какую детскую площадку Вы бы посчитали идеально интересной для подростков?

 Все участники разбились на группы по 3 человека. Затем были распределены роли между участниками группы:

- мечтатель;

- реалист;

- критик.

Определили проблему, которую нужно решить, обозначили регламент.         После каждого обсуждения в группах, была проведена мини - презентация идей. Участники выразили желание видеть на детских площадках и городских пространствах:

-отдельную зону для общения подростков с интерактивными стендами с постоянным обновлением информации с перечнем  возможных мест занятости подростков, как досуговой, так и трудовой;

- креативную подсветку;

-отапливаемые небольшие помещения для общения подростков в зимних условиях.

        После обсуждения идей были взяты две, риски третьей  идеи состоят в трудностях обеспечения  пожарной безопасности  помещения, соблюдения чистоты и порядка в помещении.

Потребность подростков в наличии такого пространства будет удовлетворена за счет помещений организуемого в ходе реализации проекта клуба «АРХЕтипы».

 

1.3. Фокус-группа с подростками

Проводилась в клубе для детей и подростков « ВТЕМЕ», принимали участие подростки (14-16 лет) в количестве 6 человек.

Была использована методика «6 шляп». Каждому подростку был задан 1 вопрос,  на который при ответе нужно было привести в доказательство мнение товарищей, и необходимо было в соответствие с этим  собрать как можно больше данных:

Черная шляпа- как предпочитают проводить свой досуг.

Желтая шляпа - как в идеале должен выглядеть досуг подростка в Богдановиче.

Красная шляпа – какие положительные изменения в подростках произойдут, если будет организован идеальный досуг для детей.

Зеленая шляпа - собрать примеры  идеальных молодежных пространств в сети Интернет.

Синяя шляпа: какие проблемы могут помешать создать идеальную площадку для детей и молодежи.

Исходя из собранной и обобщенной информации, создалась следующая картина:

Проводить свой досуг больше всего подростки любят дома, занимаясь с телефоном. Но если надоедает, выходят на дворовую площадку, но заняты там только общением. Считают, что изменить ситуацию может установка нейротренажеров и развивающих комплексов. Спортивными упражнениями на снарядах заниматься одному не хочется. Примеры таких площадок видели в Интернете, сайты не помнят. Идею установки таких тренажеров в Богдановиче поддержали 80% подростков

1.4. Диагностика интересов подростков с использованием техники «Фила» (метод вымышленных персонажей)

Диагностика проводилась в ходе занятия в клубе для детей и подростков «Юниор», присутствовало 7 девочек, 8 мальчиков.       

       В соответствие с методикой «Фила» каждый подросток  взял  на себя роль  таких вымышленных персонажей, как Том Сойер, Чук и Гек, парень из параллельного  класса, и т.д., и от его имени заполняет карту эмпатии, но в действительности оказывается, что он выдает именно свои мысли.

Вопросы состояли в следующем:

- в бытность твоего героя были детские пространства?

- как тогда проводили досуг подростки в вашем времени?

- о какой детской или подростковой площадке он мечтает?

- если бы были площадки., то как они должны выглядеть?

- как ты мог бы поучаствовать в общей работе, чтобы сбылись мечты об идеальной  площадке в твое время?

После заполнения карты было организовано обсуждение.

В ходе обсуждения выявилось следующее:

   Во все времена подростки стремились к активной жизни, когда не было телефонов, то чаще были на свежем воздухе, сами мастерили тарзанки, качели, другие сооружения для  физического развития, развлечений. Тимур создал команду, которая помогала пожилым людям. То есть, исторически, можно проследить, что подростки всех времен стремились  участвовать в разработке и создании приспособлений для досуга или помогать взрослым в этом.

 

1.5. Среди учащихся были проведены рисуночные тесты методом картографии. На карте города дети фиксировали: красным маркером — где они  проводят больше всего времени, синим маркером — где, по мнению детей, находится центр города, зеленым маркером - какие места они обычно посещают  каждый день. Также дети записывали ответы на вопросы: «Что самое красивое в городе?», «Что в городе есть странного?», «Что в городе есть страшного?». Приняло участие 45 чел.

Анализ рисуночных тестов показал:

  • самыми красивыми местами в городе подростки считают Парк культуры и отдыха (23%), улицу Мира (6%), Парк Победы (5%), при  4% опрошенных этом ответили «Ничего»
  • самыми любимыми местами являются школьные дворы, школьные здания 65%  ответов;
  • местами, требующими внимания являются – детские площадки, где подростки праздно проводят время и не получают ничего для собственного развития; 11% подростков написали, 32% указали парки и скверы;
  • места, вызывающие страх- автомагистраль Екатеринбург- Тюмень с напряженным движением и постоянными пробками -21% ответов, старое кладбище, заброшенные здания, темные улицы ( рабочий материал прикреплен в разделе дополнительные сведения о проекте).

            1.6. Обсуждение проблемы было продолжено на совместном заседании председателей школьных парламентов ГО Богданович.

На заседании были подведены итоги проведенных диагностических мероприятий. Были озвучены все пожелания по оформлению уличного городского пространства.

Это:

- тренажеры для развития координации рук и глаз - можно выполнить своими руками;

- комната ярости и снятия стресса;

- оборудование площадки для минигольфа в действующем парке культуры и отдыха;

- отдельная зона для общения подростков с интерактивными стендами с постоянным обновлением информации,  с перечнем  возможных мест занятости подростков, как досуговой, так и трудовой;

- световые аватар-подсветки;

- отапливаемые небольшие помещения для общения в зимних условиях.

Со слов председателей школьных парламентов подростки готовы включаться  в работу по преобразованию городской среды, и начать эту работу планируют с пришкольных территорий.

Совместно с руководителями школьных была разработана примерная дорожная карта организации работы:

           1 шаг: сбор информации о потребностях подростков и младших школьников относительно  объектов детской городской среды, насколько эта проблема значима для этих категорий  

            2 шаг: изучение общественного мнения в целом по данному вопросу, позволяющее подросткам  понять состояние местного сообщества и приступить к решению поставленной в проекте социальной проблемы

3 шаг- предполагает выбор вида деятельности, наиболее привлекательной  для подростка (исследовательская, проектная, организаторская, принятие участия непосредственно в изготовлении объектов детской городской среды). Деление подростков на группы в соответствие с выбранной деятельностью.

4 шаг- определение цели и задач группой подростков выбранной деятельности, составление плана работы, позволяющий проектантам представить объем  предстоящей работы, сроки ее выполнения, назначить ответственных за каждый пункт.

5 шаг- составление рабочего графика, позволяющий подросткам оптимально распределить время.

6 шаг—предполагает определение обязанностей и распределение их внутри группы.

7 шаг- поиск деловых партнеров.

8 шаг- проведение плановых мероприятий.

9 шаг- корректировка хода реализации проекта.

10 шаг- анализ результатов работы над проектом.

11 шаг- информирование общественности о результатах работы.

Для поиска недостающих ресурсов было предложено организовать участие в грантовой деятельности.

В ходе проведения мероприятия было проведено анкетирование с целью выявления их отношения к творчеству. По данным анкетирования было выявлено, что подростки заинтересованы в творческой работе, 74% из них связывают свою будущую профессию с деятельностью, нуждающейся в креативном подходе- это культпросветработники, музыканты, педагоги, дизайнеры, но навыками проектирования в настоящее время не владеют.  100% подростков желают заниматься значимой деятельностью в контексте решения  городских проблем.

1.7. Он-лайн опрос в соцсетях

Опрос проводился в форме голосования в соцсети VK в молодежном паблике ВТЕМЕ и касался одного из аспектов превращения городских дворов и улиц в развивающее пространство. Было опрошено 362 человека, из них 87% высказались за необходимость совершенствования дворовых территорий и размещение на них разнообразных рисованных игр на асфальте, которые могли бы  использоваться для организации игр на свежем воздухе (классики, змейки, лабиринты и др.) и способствовать популяризации и продвижению подвижных уличных игр как альтернативы компьютерным играм и виртуальному общению, а также формированию и укреплению здоровья, социализации детей и подростков, установлению межпоколенных связей и повышению разнообразия городской среды.

2.  Работа с населением г. Богдановича по потребностям в преобразовании городских пространств

2.1. Общегородская детская стратегическая сессия

По актуализации стратегии развития городского округа Богданович-2035, в части преобразования городских пространств в части формирования городской среды прошла в здании МАУ СОШ №3  25 мая 2023года.

Приглашены и присутствуют: зам. главы администрации Алешкин А.В., директора МАУ СОШ  №1, МАУ СОШ  №3, заведующие ДОУ № 18, ДОУ №2, педагоги школ города, родители детей дошкольного возраста, учащиеся 9-11 классов.

             Зам. главы администрации в своем выступлении сказал, что за текущий период 2019-2023гг в городском округе Богданович по федеральной программе «Малые города и исторические поселения» был введен в эксплуатацию после реорганизации Парк культуры и отдыха, 17 детских площадок в г. Богдановиче и селах городского округа, отремонтировано  120 километров альфальтового полотна, установлено   170 светильников на улицах города и селах городского округа.

            Поступили запросы на проектирование дворовых площадок в северной части города, в сс. Суворы, Раскатиха.

             Директор МАУ СОШ № 3  Н.В.Серебренникова проговорила о том, что дворовые площадки мало служат для развития, социального взросления  подростков, скорее - это место их сбора и общения.

           При этом, необходимо выбрать проект  развивающей подростка площадки, еще лучше, приобщить подростков к созданию проектов таких площадок.

            Заведующая ДОУ №18 Шабалина М.Н. рассказала о том, что возросла динамика оттока детей из ДОУ в связи с переездом молодых семей на ПМЖ в г. Екатеринбург, причина – недостаточно развивающих возможностей малого города для детей. Следовательно, необходимо думать над вариантами  развития дошкольников средствами детских площадок.

            Родители дошкольников также подтвердили необходимость установки развивающих детских площадок, а также заявили о необходимом зонировании всех детских площадок, выделении игровой зоны для дошкольников.

          Учащиеся 9 класса МАУ СОШ №5 Андрей А. и Александр Ш. сказали о том, что могли бы поучаствовать в проектировании детских площадок, но им нужно  узнать азы проектирования, при этом, они смотивированы на общение с младшими детьми с целью учета их мнения.

Обсудили итоги работы по формированию городских пространств, участники стратсессии наметили планы на дальнейшее развитие сети городских  детских площадок:

- учет мнения детей и подростков по содержанию дворовых площадок, привлечение детей и подростков к проектированию малых архитектурных форм;

-  предусмотреть установку детских площадок с наличием интерактивной зоны развития подростков; предусмотреть в планах работы муниципалитета разработку и установку следующих объектов:

интерактивный стенд разработать с перечнем дополнительных образовательных услуг в г. Богдановиче и возможностями для  развития  несовершеннолетних всех возрастных групп;

не менее одной детской площадки спроектировать  не только как пространства для игр и места встречи, а еще и доступный тренажер для развития детского мозга (нейротренажер)  и часть грамотно сформированной комплексной среды с учетом природного ландшафта.

- кроме того, поддерживать чистоту и проводить озеленение, привлекая городское население, в том числе, несовершеннолетних;

2.2 Администрация ГО Богданович

     24 августа по ZOOM был проведен мозговой штурм главы ГО Богданович О.П.Нейфельда c ведущими архитекторами страны, участниками программы Архитекторы. РФ, на тему будущих изменений в городе, где были затронуты вопросы видения будущего городских детских пространств, в том числе, участия детей в обсуждении их облика.

2.3 Групповая дискуссия в фокус-группах родителей дошкольников на тему: «Ваше отношение к преобразованиям городского пространства Богдановича»

Цель дискуссии: Выявить удовлетворенность категории  родителей дошкольников состоянием городской среды и возможностью деятельности в ее преобразовании.

          Выявить степень смотивированности родителей  на решение проблемы;

    Выявить роль преобразований городской среды в направлении будущего развития  малого города

 

Результаты  диагностической работы:

В соответствие с данными диагностических мероприятий (анализ рисуночных тестов): 49% младших школьников, участвующих в нем, удовлетворены наличием и состоянием детского уличного пространства, часто выходят на дворовые площадки,  при этом, 22% хотели бы видеть на дворовых площадках  больше объектов, а 29% участников фокус-группы вообще не любят выходить на дворовые площадки, так как там неинтересно.

Подростки заинтересованы в творческой работе (на основании анкетирования, проведенного на совместном заседании председателей школьных парламентов ГО Богданович) 74% из них связывают свою будущую профессию с деятельностью, нуждающейся в креативном подходе, 100% подростков желают заниматься значимой деятельностью в контексте городских проблем, при этом, навыками проектирования и макетирования не владеют.

В соответствие  с  данными, полученными в ходе проведенного опроса, подростки хотели бы принимать участие в оформлении дизайна и интерьера улиц, видеть на улицах города интерактивные объекты, в частности, интерактивные стенды, (22%), а также  в дальнейшем оформлять детские площадки и другие объекты детской городской среды;  для них  значимо  (72%)   принять участие в ответственном деле, они готовы участвовать в планировании городской среды, помогать создавать такие  объекты детской городской среды, как детские площадки, разрабатывать интерьерный дизайн клуба, артобъекты, интерактивные стенды, но в данный момент недостаточно знаний для этого.

      Родители дошкольников: в большинстве своем (56%) обеспокоены недостаточностью условий малого города для развития своих детей, и если ситуация не поменяется, то 30% из присутствующих при опросе родителей рассматривают переезд в крупный мегаполис (Екатеринбург)  в качестве единственной возможности для создания развивающей среды. 98% присутствующих при опросе родителей выразили желание участвовать в проектировании развивающей среды в качестве технических помощников или экспертов. 

        Представители администрации, организовавшие данное обсуждение получили важный стратегический материал для дальнейшей работы, коррекции имеющихся наработок и планов.

      При этом, они принимают активное участие в переговорных процессах, а также проводимых субботниках, рейдах по уборке территории.

      В ходе обсуждений было внесено 67 предложений о вариантах внешнего облика детской уличной городской среды. наполнения содержания детской площадки 36 предложений.

         После голосования на всех площадках общими  прошли 2 предложения ( были озвучены впервые в ходе лискуссии с родителями дошкольников ):

интерактивный стенд разработать с перечнем дополнительных образовательных услуг в г. Богдановиче и возможностями для  развития  несовершеннолетних всех возрастных групп;

       не менее одной детской площадки спроектировать  не только как пространства для игр и места встречи, а еще и доступный тренажер для развития детского мозга (нейротренажер)  и часть грамотно сформированной комплексной среды с учетом природного ландшафта.

Включение в проект подростков:

  1. Подростки будут включены в проект как основная целевая аудитория;
  2. Действующие в рамках определенной последовательности  операций- логически взаимосвязанных шагов, подростки будут включены в:

- исследовательскую деятельность;

- проектную деятельность;

  1. физическую работу по формированию чистого, благоустроенного города, включая пришкольные дворы и придомовые территории.

 

Май 2024
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9